МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска №89

Консультации для родителей, дети которых не посещают ДОО

Рекомендации логопеда родителям «Развитие речи детей раннего возраста»

                                                                                           «Расскажи – и я забуду.

                                                                                             Покажи – и я запомню.

                                                                                  Сделай со мной – и я научусь».

 

 

Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Почему речь имеет такое важное значение?

 

Во-первых, именно с освоением речи связаны все высшие психические функции (мышление, внимание, память, восприятие).

 

Кроме того, человек живет в социуме, в постоянном общении с другими людьми. И если есть проблема с развитием речи, то она может послужить началом проблемы с общением.

 

А если посмотреть немного дальше, то сложности с развитием речи могут оказать трудности и в школе при обучении чтении и письму.

 

Еще 20-30 лет назад количество речевых проблем у детей было меньше. Сейчас, к сожалению, картина изменилась. И на то есть объективные причины. Увеличилось в разы количество информации, которую получает ребенок. Его мозг просто не справляется с обработкой. Как ни странно, но в данном случае «больше» совсем не означает «лучше», а ровно наоборот, развитие тормозится.

 

Многие родители говорят «подрастёт - все само пройдет», к сожалению, чаще всего бывает наоборот. Нет такого возраста, когда бы еще рано было заниматься речью. Стимулировать и помогать ребенку говорить мы можем и должны с самого раннего возраста.

 

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?

 

Активная речь проходит несколько этапов развития.

 

- Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

 

2-3 мес. - на смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. - ребенок произносит серии одинаковых слогов «дя–дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес. - малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. - появляется несколько осознанно употребляемых слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года - начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.

К 3, 5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов

Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет

 

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

 

Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей:

 

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок

Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-3 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит летящий самолет» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.

Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Петин мяч», «круглый мяч» и т.д

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

 

Как организовать логопедические занятия дома?

 

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком дома. Чему следует уделить внимание:

 

Развитию мелкой моторики:

близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. «С пальчиками играем - речь развиваем».

 

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различные мелкие предметы: игры с крупой, с пуговицами, с прищепками, камушками Марблс, бусы. (эти игры безусловно проводятся под контролем взрослых)

 

Лепке из пластилина, конструированию, рисованию (трафареты, шаблоны, раскраски) выкладывание из счетных палочек, шнуровки, пальчиковые театры, разнообразные речевые пальчиковые игры.

 

Развитие артикуляционной моторики:

Образование звуков речи, заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений

 

Эти упражнения объединяются в артикуляционную гимнастику.

 

Артикуляционная гимнастика.

 

Язык — это главная мышца органов речи. И для него. Как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Именуемые звукопроизношением.

 

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

 

«ЧТО ЗА МАШИНА»?

 

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

 

«УСЛЫШЬ ШЕПОТ».

 

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

 

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Помните, что для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

 

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!

 

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами

 

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

 

Желаю вам терпения, занимайтесь со своими детьми с удовольствием. Ведь время, проведенное с ребенком самое счастливое.  

 

Материал подготовлен логопедом Осиповой Л.Ф.

Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду - это непростое время и для детей, и для родителей. Как помочь своему ребенку, как процесс адаптации сделать менее болезненным и более радостным?

Если Вы решили привести ребенка в детский сад, постарайтесь доверять миру детского сада (воспитателям и специалистам, которые будут работать с ребенком). Не обсуждайте трудности, которые возникли, при ребенке. Постарайтесь быть максимально позитивным.

Перед тем, как отдать ребенка в детский сад, надо все хорошо обдумать и решить - действительно ли ребенок на данный момент нуждается в детском учреждении? Некоторые родители отдают ребенка в сад, руководствуясь мнением окружающих, а не потребностями семьи и ребенка.

Режим детского сада и домашний должны быть почти одинаковыми. В этом случае малыш быстрее привыкнет к новым условиям и не будет испытывать чувства дискомфорта.

Режим питания в детском саду несколько отличается от того, как часто кормят детей дома. Чтобы ребенок не оставался голодным, у него было чувство насыщения и удовольствия от пищи, кормить его следует, опираясь на питание в садике.

Адаптация к детскому саду у разных детей может проходить по-разному. Педагоги дадут вам максимум рекомендаций, к которым следует прислушаться.

Выделите время для адаптации. Не планируйте сразу, как только привели ребенка в детский сад, выйти на работу или оставлять ребенка на целый день в учреждении. Будет лучше, если процесс адаптации будет плавным, постепенным. Нервная система ребенка не будет в таком случает испытывать сильную нагрузку и быстрее приспособиться к новому этапу жизни и развития малыша.

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Развивающие игры для детей раннего возраста

В возрасте от 1,5 лет малыши могут самостоятельно или вместе с родителями играть в разнообразные игры, которые будут способствовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Вот некоторые из этих игр. Играть в них можно дома, на прогулке, во время поездке в поезде, самолете ,машине.

Игры ролевые:

- положи игрушку спать (можно напевать или использовать музыкальное сопровождение),

- катаем игрушки на машине,

- изображаем разных животных (двигаемся и произносим звуки животных),

- играем с посудкой на детской кухне,

- умываем, одеваем-раздеваем куклу,

- стираем, развешиваем, гладим белье.

Игры на развитие внимания:

- найди такой же носок, варежку и т.д.,

- найди игрушку такого же цвета,

- найди игрушку (называем название игрушки, чтобы ребенок ее нашел).

Игры на развитие логического мышления:

- сортируем предметы по форме,цвету,размеру,

- сложи башню из стаканчиков,

- большие пазлы.

Игры на развитие мелкой моторики и творческого мышления:

- рисование пальчиками,

- рисование восковыми мелками и красками ( в раннем возрасте детям сложно рисовать твердыми карандашами, лучше их заменить на более мягкий материал),

- лепка из пластилина и глины ( разминаем пальцами, лепим «колбаску», катаем шар),

- игры с крупами и песком( рисуем и строем из песка).

Игры на развитие речи:

- учимся дуть( надувать пузыри, задувать свечи, сдуваем вату и перышко с руки),

- играем в звукоподражание( как говорят разные животные, люди).

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Формирование  у детей раннего возраста  интереса к книге

Чтение книг расширяет  представления  ребёнка об окружающем мире, развивает  речь,   умственные способности. Родители читают малышу  его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.  Важно, какими будут первые книги  ребёнка.   

Книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Сюжет произведения  простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Выбирая книжки для малышей, необходимо обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка.  

 По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с перелистыванием  страниц,  и мог переносить книгу.

Иллюстрации  должны быть понятны ребёнку, изображения похожи на реальные предметы: простоты и выразительны. Картинки в книгах для маленьких  должны быть цветными.

В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.                        

Причинами  «прохладного» отношения малыша к книгам могут быть:
- неправильный выбор книги: не соответствие возрасту ребёнка,  недостаточное содержание иллюстраций или иллюстрации непонятные малышу;
- неправильное  чтение книги взрослыми:  слишком быстрое или медленное чтение книг, очень долго или, невыразительно;

-  нежелание ребёнка в данный момент слушать чтение: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим.

Знакомя малыша с книгой, сначала следует показать её, полистать страницы, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть ребёнок сам полистает страницы. Может быть, определённое время, это будет единственный для него способ общения с книгой. Когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), можно привлекать внимание к картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик».

Если ребёнка это заинтересует, фиксируйте его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький у зайчика». Когда ребёнок  будет получать удовольствие от подобного совместного «чтения», можно перейти к краткому пересказу текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.

Позже можно перейти  к более сложным пересказам сюжета и   чтению. Важно следить за реакцией ребёнка. Как только заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у малыша не сформируется негативное отношение к этому интересному и полезному занятию. 

Подавайте ребёнку личный пример, читая книги, газеты, журналы. Пойте колыбельные, рассказывайте сказки, чаще читайте  детские стихи с повторяющимися фразами. Сочиняйте вместе с ребёнком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие книжки. Книга – это важная форм общения родителей с ребёнком.

Материал  подготовлен  воспитателем Гринчик Е.Ф.

 по материалам из открытых интернет источников

СИДИМ ДОМА (развивающие игры с малышами)

Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаем игры не просто интересные, но и полезные.

Для начала предлагаем 12 отличных идей для совместных игр родителей и детей, которые помогут развить у ребенка выдержку и умение сосредоточиваться.
1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей (от 4 лет).
2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д. (от 4 лет).
3. Лужок с цветами. Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков (от 4 лет).
4. Железная дорога. Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное - в один, например, слона, в другой утку и т.п. Родители и ребенок рисуют поочередно или вместе (от 5 лет).
5. Поиск. Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями (от 3 лет).
6. Выдумывать истории. История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые события (от 5 лет).
7. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик (от 3 лет).
8. Узор-сюрприз. Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить треугольником. Теперь на сгибе вырезать узоры: клинья и дужки. Бумага складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры. Под конец развернуть бумажный лист (от 4 лет).
9. Фальшивомонетчик. Положить под бумагу разные монеты. Закрасить карандашом - монеты «проявятся». Затем вырезать бумажные монеты и склеить соответствующие стороны (от 5 лет).
10. Сортировать карты. Колоду игральных карт разложить по мастям или достоинству (от 3 лет).
11. Цепная реакция. Костяшки домино установить на короткое ребро одну за другой. Прикоснуться к последней в ряду - все костяшки попадают. Или строить из них как можно более высокую башню (от 4 лет).
12. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями (от 4 лет).

Веселые игры

Вы считаете, что Ваш ребенок уже достаточно развит и нуждается в простых незамысловатых удовольствиях? Что же, вполне разумно. А вот вам и идеи для такого времяпрепровождения.

1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
8.  Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет. 
9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.
16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.
21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
24. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
25. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
26. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
27. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
28. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
29. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
30. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
31. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
32. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
33. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
34. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
35.Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
36. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет. 
37. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
38. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
39. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.
40. Омлет. Из желтой цветной бумаги вырезаем круг размером с тарелку, складываем пополам. Это омлет. Наполняем его разнообразными мелочами (например, старыми фотографиями, неожиданными картинками, ароматными лепестками цветов, изюмом или монетками на счастье). Омлет подаем на тарелке и предлагаем собравшимся членам семьи в виде закуски перед едой. От 3 лет.
41. Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол и сортируем. От 3 лет.
42. Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену. От 3 лет.
43. Подбрасываем воздушный шарик. Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть. От 4 лет.
44. Ползаем на спине. Ложимся на спину и передвигаемся по комнате, стараясь ничего не задеть. От 4 лет.
45.Придумывает прически. Приносим банты, заколки и обручи для волос. Друг другу делаем необычные, фантастические прически. От 4 лет.
46. Принц и принцесса. Из золотой бумаги клеим короны и надеваем. От 3 лет.
47. Процарапанные картинки. Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми карандашами, сверху - черной краской. Каким-нибудь предметом процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа. От 4 лет.
48. Прячем конфетки. Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет там десять конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет. От 2 лет.
49. Птицы летают высоко. Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой фант. От 3 лет.
50. «Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна. От 3 лет.
51. Рассказываем истории. Один начинает рассказывать историю. На середине его прерывают, и следующий должен продолжить рассказ. От 4 лет.
52. Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям. От 2 лет.
53. Рисуем музыкальные картинки. Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой. От 4 лет.
54. Рисуем на ткани. Текстильными красками разрисовываем ткань, например старую футболку или простыню. От 3 лет.
55. Рисуем человечков. Мочим палец. Затем обмакиваем его в тушь и прижимаем к бумаге. Из отпечатка рисуем человечка: дорисовываем лицо, руки и ноги. От 5 лет.
56. Рисунки с продолжением. В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок. От 4 лет.
57. Рушим башню. Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга. От 2 лет.
58. Скачки. Скачем на туго надутом воздушном шаре, пока он не лопнет. От 2 лет.
59. Складные картинки. Рисуем на бумаге голову, отгибаем назад и передаем другому, который рисует живот и руки и снова передаем,   он дорисовывает ноги и ступни. Разворачиваем и смотрим рисунок. От 4 лет.
60. Слепая курица. С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев. От 3 лет.
61. Смеяться запрещено. Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным. Кто дольше выдержит? От 3 лет.
62. Сооружаем домик. Накрываем стол большой скатертью или покрывалом. Забираемся под стол. Главное - не забыть провиант. От 2 лет.
63. Соревнование скороходов. Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру. От 2 лет.
64, Сортируем кубики. Все кубики сортируем по цвету и форме. От 2 лет.
65. Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота. От 5 лет.
66. Считаем машины. Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин (или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время проедут мимо дома. От 5 лет.
67. Считаем очки. Для тех, кто учится считать. Бросаем кости по очереди. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. От 4 лет.
68. Танцы. Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие. От 2 лет.
69. Угадываем животных. Каждый изображает какое-нибудь животное. Другие должны угадать - какое. От 5 лет.
70. Угадываем звуки. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал. От 4 лет.
71. Учимся прыгать. Как можно дольше про-прыгать на одной ноге. От 4 лет.
72. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем. От 4 лет.
73. Футбол сидя. Два игрока садятся друг против друга и играют ногами шариком от пинг-понга. От 2 лет.
74.Шляпки для пальцев. Из кружков клеим для каждого пальца свою остроконечную шляпку. От 4 лет.
75Щелкаем монеткой. Два игрока кладут монетку на стол и пальцем стреляют монеткой от одного к другому. От 4 лет. 
76. Что-то, чего ты не видишь. Загадываем какую-нибудь цветную вещь в комнате. Называем цвет и просим угадать этот  предмет. От 4 лет.

    

А вот что еще можно набезобразничать со скучающим ребенком:

Например, в мгновение ока с помощью скатерти и полотенец превратить стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превратить детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего родителям надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки, машинки, воздушные шарики и т.д.). Конечно, беспорядка будет не мало. Зато ребенок будет доволен, да и нервы свои   сбережете. А убраться - что  ж, сразу после игр можно и убраться.

И двухлетние малыши, и первоклашки очень любят разные коробочки, шкатулки и ящички, набитые всякой всячиной, в которых порыться - одно удовольствие. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка помогут сделать из этого немудреного занятия нечто увлекательное (только не оставляйте без присмотра детей младше трех лет, чтобы они случайно не проглотили какой-нибудь мелкий предмет).

• Сортируем безделушки. Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки из-под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с последней прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками (с двух лет).

• Считаем деньги. Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать. Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из нее все мало-мальски опасное: таблетки от головной боли и т.д.) (с двух с половиной лет).

• Приводим в порядок фотографии и картинки. Семейные фотографии и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваем и раскладываем по порядку (детям давайте вторые экземпляры, которые не жалко испортить). То же можно сделать и с изображением зверей, игрушек и детей из каталогов и иллюстрированных журналов.

Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах.

 Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле.

• Загружаем стиральную машину. Пусть малыш подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загрузит его в машину - с этим справится даже полуторогодовалый кроха.

• Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов (с трех лет). Дети помладше могут смахивать пыль мягкой щеточкой.

• Печем пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне (с трех лет).

Если снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами (с круглыми концами), он получит огромное удовольствие, даже если ему еще нет и трех лет (ножницы можно давать, начиная с трех лет). Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка взрослую рубашку или тенниску в качестве рабочего халата. Пользуйтесь водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей (он не даст ядовитых испарений и легко отстирывается).

Рисуем деньги. Положите монетку под листок бумаги и заштриховывайте ее карандашом, пока не проявится изображение монетки. Аккуратно вырежьте изображение (с трех лет).

• Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины. Налейте много краски (для рисования пальцами), смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине или пробке (с двух с половиной лет).

• Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон (с двух с половиной лет).
Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет),

• Создаем ландшафты. Можно, например, взять вату, кусочки белой кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт. Для подложки используйте твердый картон. Можно также изобразить страну динозавров, дремучий лес, летнюю лужайку (с трех с половиной лет).

• Изготавливаем витражи. Вместе с ребенком разрисуйте в детской оконные стекла легко смывающимися красками (с трех с половиной лет).

• Лепим фигурки из соленого теста. Взять по две части муки и воды и одну часть соли. Смешать муку с солью, добавить воду и замесить тесто (с вашей помощью). Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно замешивать небольшими порциями. Теперь можно вылепить, например, продукты для магазина или игрушечной кухни или иные фигурки. Фигурки помещаем в духовку и высушиваем три часа при температуре 100 градусов, а затем раскрашиваем плакатными красками (с трех лет).

• Пишем письма. Письмо бабушке с дедушкой, лучшей подруге или другу просто рисуется и заклеивается (с четырех лет).

• Строим город. Это игра с продолжением. Возьмите старую однотонную скатерть или простыню, разложите на полу, прикрепите углы к полу с помощью клейкой ленты или придавите их каким-нибудь грузом. Толстым фломастером нанесите главные магистрали. Пусть ребенок дорисует остальное, позже он сможет расположить на этом полотне фигурки и машины и играть с ними (с четырех лет).

• Вышиваем на картоне. Картонные карточки можно купить готовые, но можно сделать и самим. На кусочках картона предварительно шилом нанесите дырчатый рисунок. Затем дайте карточки ребенку: пусть он толстой штопальной иглой с   пестрой шерстяной ниткой или шнурком  «вышьет» обозначенный дырочками рисунок (с трех лет).

• Нанизываем «бусы». Макароны или бельевые прищепки (а если есть, то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками (с трех лет).

• Готовим сюрпризы. Можно превратить всякие мелочи в большие подарки для друзей или родителей. Например, пусть малыш сам завернет леденец в фольгу, сверху прикрепит свой рисунок, все это обернет газетной бумагой, положит сверху воздушный шарик и т.д. И в завершение можно завернуть все в красивую оберточную бумагу (с трех с половиной лет).

Это приятное занятие чревато тем, что вокруг все будет мокро. Поэтому лучше всего перенести игры в ванную комнату. Если после игры вы собираетесь ребенка купать, советуем разрешить ему поиграть в нагретом помещении голышом.

• Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив немного шампуня (с двух с половиной лет).

• Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или маленькие игрушечные пластмассовые    кораблики пускаем в плавание в пластиковом тазике, стоящем на полу (с  2 лет).

 

Материал подготовлен воспитателем Яшункиной С.Е.

Игры с крупами и песком

Прогуливаясь на детской площадке в теплое время года, не проходите мимо песочницы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики руки, а также знакомят ребенка с основными физическими свойствами веществ.

Дома тоже можно организовать много интересных  игр с сыпучими веществами, можно сделать мини-песочницу или сенсорную коробку (особенно это актуально в холодное время года). В своих домашних занятиях вместо песка вы можете играть с крупами: горохом, пшеном, гречкой, манкой. Для разнообразия тактильных ощущений старайтесь использовать несколько видов круп.

Конечно, строить куличики в 1 год еще рановато, малыш вряд ли сочтет это занятие интересным. Чем же тогда заниматься в песочнице? Вот несколько интересных вариантов игр:

  • показывайте ребенку, как пересыпать песок/крупу из одной тары в другую. С этой целью подойдут небольшие стаканчики, детская посудка, формочки для песка. Главное, чтобы малышу удобно было ухватиться за посуду одной рукой. Ребенок, повторяя за вами, будет учиться координировать свои движения. Если вы будете использовать в своей игре еще и небольшой кувшинчик, то вы поможете малышу отработать еще один очень полезный тип захвата (ребенок держится только за ручку, а не за всю тару), что разнообразит сенсорный опыт малыша.
  • учите ребенка «солить» песком ваш игрушечный суп (пальчики складываем щепоткой и трем друг об друга), так вы побуждаете пальчики к мелкой работе.
  • набирайте вместе с малышом крупу/песок в ладонь, затем, разжимая ладонь, высыпайте – получается гимнастика для ладошки.
  • предложите ребенку пересыпать крупу/песок ложкой из одной тары в другую. Важно: поставьте посуду перед малышом так, чтобы ему пришлось пересыпать крупу слева направо. Таким образом, мы постепенно готовим руку к правильному положению во время письма.
  • опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками. Вот пример одной из тех коробок , которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице.
  • ну и, конечно, вместе с ребенком наполняйте ведерки и формочки песком/крупой.

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Как приучить малыша к горшку

Каждая мама  задумывается над вопросом, какой возраст является оптимальным для приучения ребёнка к горшку и как это правильно  сделать.

Специалисты рекомендуют начинать приучать  после полутора лет, когда малыш будет  готов психологически и физиологически. До 18 месяцев ребёнок ещё не контролирует наполнение мочевого пузыря и кишечника.  

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален, и если одни готовы подружиться с горшком в полтора года, то у других знакомство может затянуться до трёх лет. Мальчики обычно приучаются позже девочек. Беспокойные, легковозбудимые дети  осваивают горшок  позже, чем их более невозмутимые одногодки. Длительное нахождение в  памперсах может вызвать трудности.

Устойчивый навык формируется к 22 -36 месяцам, поэтому следует набраться  терпения.

 

Как выбрать горшок?

Приобрести  горшок  следует в специализированном магазине,  при наличии сертификата соответствия.Отдайте  предпочтение пластиковым моделям. Поверхность не должна быть липкой, иметь швы, зазубрины и шероховатости. Горшок должен быть устойчивым, что бы исключить случайные падения. Хорошо если он  будет с широким основанием и спинкой. Учитывая анатомические особенности  малышей, для девочек лучше горшки округлой формы, а для мальчиков - овальной, с выступом впереди. Модели со съёмными крышками удобны для поездок. Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и дополнительного декора, что будет отвлекать малыша и поэтому предмет может восприниматься ребёнком как игрушка.

Когда спешить не стоит

Не стоит начинать приучать ребенка к горшку, если:

  • он недавно переболел или пребывает в болезненном состоянии;
  • состоялся переезд, смена обстановки;
  • у малыша появился брат или сестра;
  • в семье происходит кризис в отношениях, кто-то из членов семьи болеет или ушёл.

Правила эффективного приучения к горшку

1. Доброжелательное отношение и поощрение. Не ругайте малыша за испачканное бельё. Будьте щедры на похвалу.

2. Отсутствие насилия. Нельзя удерживать кроху на горшке  против его воли, если у малыша есть желание встать и уйти – пускай он это сделает.

3. Паузы. В случае возникновения у ребёнка негативных ассоциаций - остановитесь. Некоторое время не возвращайтесь к вопросу высаживания.

4. Внимательность родителей. Следует присматриваться к малышу, тогда не пропустите момент, когда он становиться сконцентрированным и начинает кряхтеть. В такие минуты  стоит предлагать горшок. Желательно продемонстрировать наглядно, для чего нужен этот предмет.

5. Доступность  и оперативность. Хорошо, если горшок постоянно находиться  в определённом месте в зоне доступа малыша. Значительно облегчит задачу минимальное количество одежды, чтобы не пришлось долго раздеваться.  Высаживать следует после каждого приёма пищи, прогулки, сна.

Этапы обучения

1. Высаживать ребёнка следует ежедневно по несколько  раз на 2-3 минуты, одежду и памперс пока снимать не стоит (чтобы не возникло негативной ассоциации в связи с неприятными ощущениями прохладной поверхности горшка).

2. Спустя неделю можно высаживать без подгузника. Не стоит активно подлавливать малыша, когда он проявляет желание сходить в туалет, так как  эти  действия могут  напугать и вызвать обратный эффект. На данном этапе необходимо демонстрировать предназначение изделия на примере старшего брата, или отправляя использованный подгузник в судно, доступно объясняя свой поступок.

3. По истечении еще двух недель можно улавливать моменты позывов, предлагая каждый раз горшок. Высаживайте ребёнка на горшок после прогулки, пробуждения, приёма пищи.

4. Обучение самостоятельному использованию. Доступность горшка обеспечит стабильность приобретённого навыка, поощрения и похвалы будут подбадривать малыша, а отсутствие насилия и добрые слова – не спровоцируют страхи и отторжение.

 

Материал подготовлен воспитателем Гринчик Е.Ф. по материалам

из интернет источника iPupsik.com © Online журнал для родителей

https://ipupsik.com/uhod-za-rebenkom/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku.html

Рекомендации для родителей по моторному развитию ребенка

1. Побуждайте ребенка работать обеими руками.

2. Учите малыша есть самостоятельно.

3. Разговаривайте с ребенком, пока он ест. Рассказывайте ему какие-нибудь истории. Говорите ему, как называется пища, которую он ест.

4. Давайте возможность ребенку одеваться самому. Конечно, в основном Вы будете одевать его, но, тем не менее, поощряйте его за старания.

5. Покажите ребенку, как спрыгивать с небольшой выстоы, например, с бревна или ящика.

6. Покажите, как пинать ногой мяч. Дайте поиграть с мячем самостоятельно. Научите ребенка бросать мяч по-разному: высоко, низко, из-за головы, между ног.

7. Побуждайте ребенка к игре с предметами или ролевым играм. Например, ребенку можно показать, что коробка - это дом, а куклы - дети.

 

Материал подготовлен воспитателем Яшункиной С.Е. на основе
"Пособия по развитию детей раннего возраста"  авторов О.В.Елецкой, Е.Ю.Вареницы.

Развитие мышления у детей раннего возраста

Дети видят мир по-особенному, иначе чем взрослые. В раннем возрасте у ребенка стремительно развиваются все психические процессы - память, внимание, мышление, воображение. Развитие этих процессов требует активного участия взрослого, который может создать для малыша возможность получения новых знаний и опыта.

В возрасте 1 – 3 лет дети очень любят манипулировать различными предметами – бросать игрушки, разбирать, ломать и т.д. Таким образом у ребенка формируются первые причинно-следственные связи (например, если бросить мяч – он покатится) и развивается наглядно –действенное мышление.

Для развития наглядно- действенного типа мышления подойдут такие совместные игры с ребенком как- игры с водой, песком, игры с предметами разной формы (кубики, кольца, пирамидки, «матрешки», «вкладыши», коробки разного размера, каталки).

1. Игры с коробками.

Для игры можно использовать коробки разной формы, размера и цвета. Кладем игрушки в коробку, закрываем крышкой, трясем коробку, просим ребенка прислушаться есть ли что-нибудь в коробке. Открываем крышку вместе с ребенком, достаем игрушки, коробка пустая – «Ничего нет в коробке».

2. Игры с матрешками.

Для игры потребуется не вся многодетная матрешка, а только одна самая маленькая и вторая побольше. Малыш вместе со взрослым может выполнять разные действия- разбирать матрешки, вкладывать одну в другую. Игра сопровождается словами и пояснениями –«большая», «маленькая», «вложим», «достанем».

3. Игры с   пирамидкой.

Для игр потребуется пирамидка с минимальным количеством колец и конусообразным стержнем. Ребенок снимает и одевает кольца. Если не справляется самостоятельно, взрослый ему помогает, оперируя понятиями «вверх», «вниз». Для детей в возрасте от 2 до 3 лет стоит обратить их внимание на правильность сборки пирамидки - есть ли неровности или пирамидка гладкая (можно определить с помощью поглаживания конуса).

4. Игры с водой.

Для таких игр подойдут емкости разной формы и размеров – пластиковые бутылочки, баночки, воронки, леечки, флаконы. Варианты игр разнообразны, это и разбрызгивание, и переливание, и выливание. Ребенок так же может наблюдать тонущие и плавающие предметы.

5. Игры с кубиками.

Для таких игр подойдут как игровые кубики, так и предметы кубической формы. Можно предложить ребенку построить стену или башню, при этом если ребенок сам не справляется, помочь ему, подавая детали и удерживая башню в равновесии.

Играя с малышом следует помнить, что ему необходима поддержка взрослого. При отсутствии понимания и участия в деятельности ребенка, малыш может становится капризным, появляется разочарование, теряется интерес к играм.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни малыша. Если использовать их после года, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

Озвучивайте любую ситуацию. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Уважайте попытки ребенка говорить. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш не успевает расслышать слово или фразу. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано.  Поэтому говорите размеренно, четко.

Повторяйте несколько раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Развитию речи способствует использование малых фольклорных форм и рассматривание в книгах картинок. Пойте малышам колыбельные, песенки. Используйте в общении с ребёнком пестушки, потешки. Рассказывайте  сказки.

Развивайте общую и мелкую моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу).

Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет закаливание и положительная атмосфера в семье. Не следует выяснять отношения в семье при ребёнке.

Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Радуйтесь успехам малыша, чаще его хвалите!

 

Материал подготовлен воспитателем группы раннего возраста Гринчик Е.Ф.
на основе методического пособия «Развитие речи в детском саду»  автора Н.В. Рыжовой

В какие игрушки рекомендуется играть с детьми раннего возраста?

Малышу исполняется 1 год и родители уже замечают, что его развитие быстро меняется – совершенствуются двигательные навыки, растет познавательная активность. Ребенок все еще постоянно нуждается в заботе взрослых, но он уже самостоятельная личность.

Для дальнейшего развития малышу требуются новые условия, другие игрушки, игры и занятия.

После 1 года дети стараются много двигаться, используя различные движения, которые повторяют, глядя на взрослых. Игры и игрушки, которые им могут в этом помочь:

- мячи различного размера (для катания руками и ногами, перед собой, бросания, к 2 годам ребенок уже способен ловить мяч),
- горки для ползания вверх и вниз,
- сенсорные дорожки и массажные коврики с различными поверхностями,
- каталки и коляски (для развития координации движения, укрепления мышц, развития игровой деятельности),
- кегли (для развития глазомера, ориентации в пространстве).

В период раннего детства малыши очень любят игры с водой и песком. Поэтому игрушки, в которые можно налить воду, насыпать песок или крупу будут очень полезными:

- ведра разной величины и диаметра,
- лопатки и формочки,
- лейки.

Игровые предметы ребенка так же можно разнообразить интеллектуальными играми, которые развивают мышление, внимание, память малыша и мелкую моторику:

- мозаики,
- крупные пазлы,
- конструкторы,
- кубики,
- пирамидки,
- сортеры,
- игрушки со шнуровками,
- развивающие мягки книжки.

В более старшем возрасте (ближе к 3 годам) девочки оценят игры с куклами, которых можно кормить из бутылочки, укладывать спать. Игры с такими игрушками помогут освоить навыки бытовой жизни. Мальчикам могут быть интересны машины разной величины, крупный конструктор, из которого можно построить гараж или дом.

Выбирая игры и игрушки родителям необходимо помнить о безопасности детей и эмоциональном комфорте. Поэтому следует обратить внимание на некоторые критерии:

- материал (предпочтительно выбирать материал, который легко обрабатывается и является гиппоаллергенным),
- форма игрушки (не подойдут острые углы, слишком большой размер),
- цвет игрушки (следует выбирать игрушки такого цвета, который присутствует в жизни, чтобы представления о мире у малыша были более четкими),
- запах (не должен быть отталкивающим),
- звук (в случае, если игрушка музыкальная звук должен быть приятным для слуха и регулироваться).

Самый лучший вариант для приобретения игр и игрушек – это специализированный магазин, в котором представлены изделия для детей любого возраста.

Родителям следует помнить, что в игровом пространстве ребенка игрушек не должно быть много (ребенок быстро потеряет интерес к ним). По возможности желательно играть в разнообразные игры, но не менять их очень часто. Часть игрушек можно убрать в недоступное для малыша место и периодически менять игрушки.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Ребенок и соска. Как отучить ребенка сосать соску?

Большинство малышей привыкают сосать соску с рождения. В этом есть свои «плюсы» и «минусы». Например, сосание соски восполняет сосательный рефлекс, который хорошо влияет на ребенка до года (успокаивает нервную систему, позволяет избавляться от неприятных ощущений во время прорезывания зубов). Поэтому специалисты и опытные родители не рекомендуют отучать малыша от сосания соски пока он не достиг одного года.

С возрастом ребенок начинает активно развиваться, много двигаться, знакомиться с разными людьми. Сосание соски в период после года может тормозить его интеллектуальное и речевое развитие, становясь при этом навязчивой привычкой.

Как правильно следует отучить от соски детей разного возраста?

1. В любом возрасте нельзя резко забирать соску, так она является частью мира ребенка. Лишившись ее, малыш может испытывать сильную тревогу.

2. Давать соску в период очень сильной необходимости, следить за тем, чтобы соска не была в поле зрения и деятельности ребенка.

3. Занимать ребенка новыми вещами, которые можно изучить на ощупь, а то и на вкус.

4. Предоставить условия и возможности для игровой деятельности, помня, что игрушки следует подбирать согласно возрасту и уровню развития ребенка. Игрушек не должно быть много.

5. После 2 лет ребенку можно придумать сказку, связанную с «пропажей» соски. В этом возрасте дети охотно верят в придуманные истории.

6. Ни в коем случает не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, называть «маленьким», потому что он все еще сосет соску.

7. Во время укладывания спать следует сменить ритуал, отвлекая малыша спокойной музыкой, расслабляющими поглаживаниями, чтением на ночь убаюкивающим голосом. Хорошо, если в течении дня ребенок будет «вымотан» (но не перевозбужден), тогда и процесс засыпания пройдет более успешно.

8. Нельзя мазать пустышку различными горькими снадобьями (может повлиять на здоровье, вызвать отек гортани или другие аллергические реакции).

9. Не следует разрезать соску. Ребенок может откусить кусочек резины. Кроме того, это насилие над любимой вещью.

10. Нельзя так же кричать и сердиться на малыша. Лучше всего отвлечь и чем - то занять.

11. Отучать от пустышки не желательно в период болезни, адаптации к новым условиям (например, в период адаптации к детскому саду).

Родителям следует понимать, что отучение малыша от вредной привычки вопрос не одного дня, а систематического поведения. Иногда надо потерпеть 3-5 дней и ребенок сам забывает о соске, увлекаясь новым и интересным в своей жизни.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Как помочь ребенку, который кусается?

Кусание - это врожденная реакция, которая заложена в человека природой и может быть свойственна всем детям. Социально адаптированный ребенок понимает, что кусаться не желательно, такое поведение среди людей не принято и чаще всего сдерживает свои порывы заменяя их на другие физические проявления. Но даже самый спокойный и уравновешенный ребенок в определенной ситуации может кусаться, испытывая при этом неприятные чувства - напряжение, тревогу и страх. Как же помочь малышу избавиться от привычки кусаться, управляя  при этом своим эмоциональным состоянием.

1. Старайтесь реагировать на желание ребенка кусаться спокойно, не смеяться и не ругать его за это.

2. Во время общения и игр не кусайтесь даже в шутку, так как ребенок не понимает разницы между шутливыми кусаниями и в серьез.

3. Если кусание- это реакция на получение желаемого, учите ребенка разным другим способам: сказать словами, показать рукой.

4. Учите детей делиться. Покажите на собственном примере. Хвалите ребенка.

5. В игровой деятельности показывайте, как можно ласково и бережно обращаться с игрушками, беречь их и жалеть.

6. Если кусание - реакция на перевозбуждение, нервное напряжение, можно предложить ребенку альтернативные способы снять напряжение – побить подушку, поиграть с песком, крупами, полепить из пластилина, по возможности использовать игры с водой.

7. В конфликтных ситуациях постарайтесь переключить внимание ребенка на безопасную деятельность, дать попить воды.

Чем старше становится ребенок, тем более организованным становится его поведение и навыки саморегуляции. Надо помнить, что в детстве ребенок только знакомиться с возможностями своего тела и  многому учится. Взрослым следует быть терпеливыми и не ругать малыша за ошибки, а стараться вместе их исправлять.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Дети и телевидение

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь и жизнь наших детей. Ребёнок, сидящий перед экраном телевизора, - обычное явление, однако далеко не все родители задумываются о том, можно ли детям смотреть телевизор и в каких количествах.

Детям до 2-х лет не следует  слушать и смотреть телевизор. Телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребёнка этого возраста потому, что отвлекает родителей от общения. Чем дольше работает телевизор, тем меньше внимания взрослые уделяют ребёнку. В итоге дети уже в раннем возрасте испытывают  недостаток общения, когда оно особенно необходимо для их развития. Фоновый шум работающего телевизора  мешает детям понимать речь взрослых. Часто родители сажают малышей за просмотр мультфильмов с целью быстрее накормить, но от этих действий больше вреда, чем пользы. В раннем возрасте ребёнку необходимо активно двигаться, осваивать действия с предметами, рисовать, лепить, строить, а во время просмотра ребёнок пассивен, он не развивается.

Детям от 2-х до 3-х лет допускается просмотр телевизора до 15 минут в день. Родители должны ответственно подойти  к выбору материала. Следует отказаться от просмотра мультфильмов без звука. Важно  помочь малышу осмыслить происходящие на экране события. Мозг ребёнка устроен так, что он не может обучаться с помощью технических средств (тоже касается планшетов, компьютеров, телефонов). Для полноценного развития малыша необходимо живое общение, когда задействованы не только органы слуха, но и чувства.  До 3 лет активно развиваются все психические процессы, поэтому телевизор особенно влияет на состояние ребёнка. При быстрой смене картинок, неокрепший мозг малыша не успевает переработать большой поток информации. Ребёнок пребывает в перевозбуждённом состоянии и, как следствие появляются плохой сон, капризы, страхи.

Детям от 3-х до 6-ти лет разрешается смотреть телевизор не более 40 минут в день с перерывами. Необходимо следить за тем, какие мультфильмы смотрит  ребёнок. Лучше записать хорошие мультфильмы, развивающие передачи и программы. Нужно учесть, что в данный период активно развивается творческое мышление, а если ребёнок смотрит на готовое изображение, то его воображение перестаёт работать.

Важно организовать домашний кинопросмотр, чтобы он не обернулся негативными последствиями для здоровья и развития детей. 

Как смотреть мультики без вреда?

Необходимо создать правильные условия для просмотра. Посадить ребёнка на стул с вертикальной спинкой  прямо перед экраном, на расстоянии 2,5-3 метров. Экран должен быть размером не менее 21 дюйма, а при увеличении его размера следует увеличить и расстояние до него.

Не стоит смотреть телевизор в затемнённой комнате, потому что при перепадах яркости детские глаза быстро устают. Желательно смотреть мультфильмы днём,  а вечером при хорошем освещении.

Не  приучайте  ребёнка есть перед телевизором и сами избегайте таких перекусов.

Изображение на экране должно быть чётким, без дефектов. Некачественное изображение отрицательно сказывается на зрении.

Выбирайте добрые мультфильмы. Герои мультфильмов не должны нести агрессию, а должны учить дружбе и хорошим поступкам.

Смотрите мультики вместе с детьми, тогда, Вам будет о чём поговорить. У ребёнка должна быть возможность поделиться своими переживаниями. Просмотр мультфильмов вместе с ребёнком даёт возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо» на примере, понятном ему.

При правильном подходе телевизор может стать отличным помощником родителям и приятным развлечением для ребёнка. Главное, чтобы экран не занял в жизни ребёнка  первостепенную роль  и не заменил настоящее общение и эмоции. 

 

Материал  подготовлен  воспитателем  группы раннего возраста Гринчик Е.Ф.
на основе статьи Глушко Е. «Телевидение и здоровье детей»
журнала «Дошкольное воспитание»

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

Когда малышу исполняется полтора года, многие родители начинают задумываться о необходимости водить ребенка в дошкольное учреждение. Причины могут быть разные - например, у родителей нет возможности в течение дня находится дома с малышом или ребенок очень активный, общительный и ему мало той развивающей среды, которую он получает дома.

С полутора лет многие дети первый раз приходят на порог детского сада. Одни привыкают к новым условиям быстро и с удовольствием каждое утро приходят в свою группу, для других это настоящий стресс.

Как же можно помочь детям в этот сложный для них период.

Для того чтобы привыкание к новым условиям прошло благополучно и менее безболезненно следует обратить внимание на следующие аспекты.

1. Укрепить здоровье малыша, чтобы его организм смог сопротивляться вирусам, которые неизбежны в коллективах. В этом родителям могут помочь процедуры закаливания, умывание прохладной водой, долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Утренняя зарядка поможет ребенку быстро проснуться и быть готовым к новому дню. Массаж так же помогает стать более активным или расслабиться после насыщенного дня.

2. Выработать режим дня похожий на режим дня детского сада. Для каждого ребенка лучший пример – это родители. Поэтому требуя от малыша соблюдать определенный режим дня, родителям необходимо выполнять его самим.

3. Поощрять самостоятельность ребенка, которая очень пригодиться ему, когда он будет вдали от родителей. Если малыш сам пытается одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры, не препятствуйте ему в этом, даже если он что - то делает неправильно. Будьте ненавязчивым помощником, который придет на помощь, а не пытайтесь все сделать за ребенка. В связи с этим родителям стоит планировать свое время так, чтобы его было достаточно, не торопя ребенка в его действиях.

4.Подготовить ребенка психологически - знакомить с другими детьми и взрослыми, посещать развивающие игровые площадки, оставлять на некоторое время с родственниками или друзьями. Рассказы о детском саде должны носить позитивный характер, положительный настрой, так как малыш в первую очередь ориентируется на эмоции в речи.

Детский сад – это важный период в жизни ребенка. Помогите ему пройти адаптацию к новым условиям, и малыш каждое утро будет с удовольствие  и  улыбкой на лице идти к своим новым друзьям.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом Смирновой Е.А.

Наверх