МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска № 89

 

 

 

Страничка дефектолога

Организация занятий с ребенком-аутистом в домашних условиях

Дошкольный возраст – это прекрасное время для развития ребенка, которое так необходимо каждому. Для того, чтобы помочь ребенку-аутисту, необходимо уделять внимание для организованного проведения с ним ежедневных занятий длительностью полтора - два часа с перерывами. Большое значение имеет правильно организованное рабочее место для ребенка. Это место должно быть благоустроено только для проведения занятий. Стол должен быть чистым. Материал для занятий выкладывается слева от ребенка. Выполненное задание убирается. Выполнение ребенком задания должно стимулироваться и поощряться привычным и значимым для ребенка способом. Важно, чтобы новое задание выполняли сами родители, медленно и повторяя. Затем, взяв руки ребенка в свои руки, выполнить с ним вместе.

Фиксация взора. Постарайтесь зафиксировать взор ребенка на картинке или игрушке. Для этого держите картинку (игрушку) на уровне своих губ. Старайтесь привлечь внимание ребенка к картинке (игрушке), даже если придется возле картинки (игрушки) поместить любимую конфету. Угостите этой конфетой ребенка после того, как он правильно выполнил ваше задание. Будьте немногословны и конкретны, пользуйтесь такими точными инструкциями, как «Возьми», «Положи».

Обучение элементарным жестам. В организации быта, задавайте ребенку конкретные, точные, простые и понятные вопросы, такие как: «Ты хочешь кушать?», «Пойдем гулять?», побуждая его утвердительно кивать головой. Затем постепенно вводите жест «нет», задавая такие же вопросы после приема пищи или тяжелой прогулки, когда ребенок устал.

Формируйте указательный жест у ребенка, чтобы палец указывал на конкретную картинку. Возьмите его руку в свою и правильно поставьте указательный пальчик. Покажите на своей руке указательный жест. Говорите четкую инструкцию: «Покажи…», побуждая зафиксировать и взор, и указательный палец на конкретный рисунок.

Развитие сенсорного восприятия. Для формирования усидчивости, развития мелкой моторики, отвлечение от «полевого поведения», предлагайте ребенку интересные для него игры.

Игры с крупами, песком, манкой, камешками:

Покажите, как можно пересыпать разные материалы в другую емкость, перебирать всеми пальчиками, погружать руки в емкость с крупой, рисовать на подносе с мукой или песком, размазывать желе по подносу, клеенке. Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

Полезно разместить в комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка, привлекая его к отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д;

Игры с красками «Цветная вода»:

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы (в дальнейшем количество которых может быть любым). Стаканы наполняются водой и расставляются на столе, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, ребенок же своей реакцией даст Вам понять какой из способов ему понравился больше.

Используя стаканчики разных размеров, можно знакомить ребенка с понятием величины; меняя количество стаканчиков обучать счету и т.д.

Игры с водой:

  • Чтобы ребенку удобнее было достать до крана, подвиньте к раковине стул. Достаньте заранее приготовленные пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под крана: «Буль - Буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.
  • Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка есть опыт посещения бассейна).
  • Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
  • «Купание игрушек». Искупайте игрушки – голышом в теплой водичке, потрите их мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: «А сейчас будем купать. Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши Игрушки. Как их зовут? Кто первый будет купаться? Хорошо. Давай спросим у игрушки нравится ей водичка, хорошо ей? Не горячо?» и т.д.
  • «Мытье посуды». Можно вымыть посуду после игрушечного обеда.
  • Игры с мыльными пузырями. Для этого предварительно нужно научить ребенка дуть, сформировывать сильный воздух, будьте осторожны, следите за тем, чтобы ребенок не вдувал воду в себя.
  • Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

Игры с пластичным материалом.

При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что, если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравиться.

Это лишь некоторые рекомендации для вас, уважаемые родители, которые могут помочь организовать процесс развития ребенка - аутиста посредством проведения ежедневных занятий.

Об этом и многом другом по работе с детьми данной категории вы можете прочитать в следующих литературных источниках:

  • Каган В.Е., Аутята. Родителям об аутизме. СПб.: Издательство «Питер», 2015.

Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям – они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром, равноправные члены команды работающих с ребенком специалистов. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни?.

  • Рудник О.С., Коррекционная работа с аутичным ребенком.

Педагог-психолог в своей книге подробно рассказывает о синдроме аутизма, а также предлагает действенную методику работы с «детьми дождя» -  предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы.

  •  Нуриева Л.Г., Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы» — М.: Теревинф, 2003. — 160 с.

В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом I и II группы (по класси­фикации О.С.Никольской) и  с детьми, страдающими сенсорной и моторной алалией. В книгу также включена глава, описывающая занятия с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.

  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2014.

В книге освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).

Материал подготовлен учителем-дефектологом Н.С.Самородовой.

Сенсомоторное развитие дошкольников

Одно из направлений сенсомоторного развития детей является развитие мелкой моторики. Для развития мелкой моторики в домашних условиях, можно использовать «сухие пальчиковые бассейны». Название этого пособия выбрано неслучайно, так как оно представляет из себя следующее:

Прозрачные пластиковые контейнеры (их можно приобрести в магазинах, в которых продают упаковочные товары; а также в таких контейнерах продаются фрукты в супермаркетах) заполняют на половину или на три четверти. Это может быть: рис, горох, гречневая крупа, фасоль, семена подсолнечника, мелкий конструктор и т.д.

Также в контейнер добавляют в небольшом количестве различные предметы: игрушки от киндер–сюрприза, монеты, пуговицы, крупные бусины и т.д. (на что хватит фантазии и воображения).

Задача ребенка – выбрать из контейнера все предметы. Можно усложнить задачу и предложить ребенку выполнить задание с закрытыми глазами.

    

Удачи Вам в воспитании и развитии ваших малышей!

Примерные ориентиры нормального развития ребенка

Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психическо­го развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспита­ние ребенка (В.И. Гарбузов, 1990).

К 1 году – ребенок использует 7-14 слов, сосредоточен­но занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).

К 1,5 годам – словарный запас ребенка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращен­ную к нему речь. Основные вопросы ребенка – «Что?», «Кто?».

К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка – «Что это?», «Кто это?» Ребенок осваивает существительные, местоимения, при­лагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов сви­детельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.

К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.

К 3 годам – появляется вопрос вопросов – «Почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносо­чиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понима­ет, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.

К 3,5 годам – осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и, несколько позже, со свер­стниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.

К 4 годам – способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос – «Почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40-50 мин.

К 4,5 годам – способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «Зачем?»

К 5 годам – умеет назвать свои фамилию, имя, отче­ство, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.

С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

К 6 годам – словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и пого­ворок, он легко видит сюжетную связь картинок и состав­ляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычле­няет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентиру­ется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

Зная внешние, поведенческие нормативы психомотор­ного развития дошкольника, взрослые смогут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психичес­кого развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным эта­пом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызываю­щие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.

Страница учителя-дефектолога МБДОУ г. Мурманска №89 Н.С. Самородовой на сайте Социальной сети работников образования.