МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска № 89

 

 

 

«Чтение – вот лучшее умение!»

Рекомендации для родителей по воспитанию юного читателя

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-109696659.jpg

 

Если у ребенка слезы и капризы,

Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!

С.Я. Маршак

 

В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Ни один компьютер не будет общаться с ребенком так, как писатель, обладая высокохудожественным словом,  прекрасным построением речи, умением передать информацию так, что человек пронесет ее через себя, осмыслит, переживет судьбу героя. Надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Прежде всего, желание читать, стойкий интерес к чтению, культура чтения закладывается в семье. Собственный пример читающих родителей играет  значительную роль.  Необходимо начинать читать вслух с раннего возраста, обязательно читать ребёнку перед сном.  Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное.

Необходимо помнить о возрасте ребёнка и вдумчиво подбирать книги, учитывая интересы и имеющийся жизненный и читательский опыт детей.

Взрослый должен читать ребёнку не спеша, ясно выговаривая звуки речи, поскольку детское восприятие отличается тем, что ребёнок не всегда различает звуки речи, в результате может понять звучащий текст по-своему, так, как понятно только ему.

Начиная чтение, всегда акцентируйте внимание ребёнка на названии книги и имени её автора.

Оставляйте печатные издания везде, где ваш ребенок может их увидеть, дарите ему книги, разрешайте самому выбирать книги в магазине или библиотеке. Запишите своего ребенка в библиотеку. Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой. Сделайте иллюстрации, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, сшив из ткани, связав, склеив из бумаги и т.д.

Нельзя ребенка насильно заставлять читать, иначе это вызовет реакцию отторжения. Чтение для ребенка должно ассоциироваться с веселым, интересным времяпрепровождением, а книги и журналы с погружением в увлекательный мир чтения. Обязательно слушайте, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших. После просмотра художественного или мультипликационного фильма предложите прочесть книгу, по которой он снят.

Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите правилам обращения с ними:

- не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

- не читать во время еды.

- не загибать листы, пользоваться закладкой.

- класть книгу только на чистый стол.

- не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

- своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

 

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyeGo4dU8aB-UqkPBR55_o_emSz1MQydkRbUg=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

 

Помните!

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей,

она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан

Художественное творчество "Курочка"

"Насекомые" 5-6 лет и 6-7 лет (продолжение)

Загадайте загадку ребёнку.

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчелы)

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле.
Сначала побеседуйте с ребёнком по картинке.

Вопросы к беседе:
- Кто изображен на картинке?
- Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)
- Какой звук издает она при полете?
- Назовите части тела пчелы (совместно с мамой).
- Где живет пчела?
- Как передвигается? Чем питается?
- Пользу или вред приносит природе?
- Какую пользу или вред приносит человеку?
- Что делает в зимнее время?
- Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
- Как называется семья пчел? (Пчелиная.)
- Что делает пчела? (Носит мед.)
- Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

Составление рассказа с опорой на схему. Прочитайте рассказ ребёнку.

Примерный образец

Это пчела. Пчела - это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семь¬ей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчели¬ный мед вкусный и очень полезный.

После составленного рассказа задайте ребёнку вопросы:
- О ком составляли рассказ?
- Почему пчелу называют медоносной?
- Какую пользу пчела приносит человеку?

Светлое Христово Воскресение – так называется празднование Пасхи у православных христиан.

Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых.

https://cs8.livemaster.ru/storage/49/f9/2d0e9d6f68b51ad6de1c18118cjt.jpg

Праздник Пасхи называли раньше по-разному: Христово Воскресенье, Светлый день, Велик день, Зеленые Святки. Детям дарили подарочки и всякие сласти, проводили всеобщие игры, катались на качелях, водили хороводы, танцевали, пели и даже колядовали. Качели являлись обязательным атрибутом Пасхи. Их устанавливали почти в каждом дворе для своих детишек, а на общей деревенской площади возводили к Пасхе качели для всех. Главное и самое важное событие праздника Пасхи – это посещение торжественной церковной ночной службы и освящение пасхальной еды: крашенок, куличей.

В  этот день родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки: маленькие, красиво украшенные пасочки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры: птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.

Воспитатель Хисамова Венера Ахатовна предлагает Вам смастерить пасхального кролика из салфетки.

"Насекомые" 5-6 лет и 6-7 лет

Выполните задания:
1. Подбери признаки (не менее трех признаков): бабочка (какая?) – …
1. Подбери признаки (не менее трех признаков): бабочка (какая?) – …

2. Подбери действия (не менее трех действий):
бабочка (что делает?) –…
3. Назови ласково: пчела – пчелка стрекоза - жук — … паук — … комар — …

4. Один – много (множественное число): пчела – пчелы жук - кузнечик — … оса — … стрекоза — … паук — … крыло — … лапка — … гусеница — … нора — … муравейник — …

5. Посчитай: один муравей, два …, три …, четыре …, пять … одна стрекоза, две …, три…, четыре…, пять…
Нарисуй любое насекомое и назови их части: туловище, спинка, брюшко, голова, крылья, лапки, глаза, усы, хоботок
Выложи результат своей работы в комментариях.
Посмотрите видео с детьми про насекомых мультфильм "Муравьишка-хвастунишка". Составьте описательный рассказ про любое насекомое (по схеме).

Муравьишка-хвастунишка

Учим НАСЕКОМЫХ, насекомые для детей, развивающее видео

Закрепление звука Й (6-7 лет)

Мы продолжаем изучать и закреплять звук и букву [Й]. Сегодня мы будем работать на странице 14 альбома №3
Вам понадобится карандаш простой, альбом №3.
Мама или папа спросите ребёнка:
- Назови слова со звуком [й]. (любые слова, где й, находится в начале, в середине, или в конце слова)
Повторите характеристику звука [й].
Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий) Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.
Открывайте стр. 14 Альбома №3 (прочитайте ребёнку)
- Звук [й] есть в имени сказочного маленького человеч¬ка. Он жил в цветочном городе, носил яркую голубую шля¬пу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галсту¬ком. Он ничего не знал, поэтому его назвали ... (Незнайка).
- Расскажи Незнайке, что ты узнал о звуке [й].
- Какой буквой обозначается звук [й], покажи в тетради?
- Посмотрите, кто изображен в левом верхнем углу стра¬ницы? Почему он здесь находится? Посмотрите на буквы в зеленой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Й? Какие это элементы? Прочитайте буквы.
Закрепление буквы Й
- Букву -«Й» можно увидеть, когда птичка про¬летает над калиткой.
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.
(Е. Тарлапан)
- В каком домике поселится буква Й? Почему? (Обратите внимание, на стр. 14 внизу домики, пусть ребёнок посмотрит, где живет буква, подсказка)
Игра «Слушай внимательно и выполняй».
Мама или папа называет действие, которое должен выполнить ребёнок, а сам при этом демонстрирует другое действие: «При¬седай! Шагай! Топай! Хлопай!» И т.д.
Письмо.
а) Письмо буквы Й.
- Незнайка говорит, что у него в кармане есть стихотво¬рение о букве Й.
Букву Й зовут «и кратким».
Выглядит, как И в тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши. (Повторите ещё раз этот стишок)
Чтение (с. 14).
Вот в небесах бумажный змей.
Слова на нем прочесть сумей!
Ребёнок дополняет слоги до целого слова.
А теперь, дружок, прочитай-ка
Слова, похожие на слово «Незнайка»
Ребёнок читает слова со слогом «ка».
Следующие слова прочти
И к ним рифму подбери.
Дети читают слова и подбирают рифму.
Чтение загадки.
Прочти, смекай –
Загадку отгадай.
Дети читают загадку, упражняются в передаче вопросительной интонации при чтении.
«Отгадай слово».
Дети самостоятельно решают кроссворд « Трамвай».
- Какой последний звук в слове трамвай?
- Найдите слова с последним звуком [й] в стихотворении Незнайки.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
- Что вы узнали о букве Й?

По возможности выполните печатный лист с буквой Й.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. Простые пальчиковые игры способствуют  развитию мелкой и общей моторики, развитию тонких движений пальцев рук, профилактике и снятию утомления у дошкольников.

Пальчиковые игры – это инсценировка стихов, сказок при помощи рук и пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.

 При выполнении упражнений, с сопровождением их стихотворными строчками, речь становится более четкой, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте с ребенком ежедневно.

Видеофрагменты представила воспитатель Хисамова Венера Ахатовна.

Знакомство со звуком [й] (6-7 лет)

Альбом С.П. Цукановой , Л.Л. Бетц № 3, стр. 13

Загадки:

Весна торопится на старт,
В лучах весенних месяц... (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (Май.)
- Какой последний звук в слове май?


Анализ артикуляции, звука [Й].
- Произнесите звук [й], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка опущен за нижние зу¬бы, а спинка языка поднимается к твердому нёбу. Сильная воздуш¬ная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
- Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий) Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.
Упражнение в произношении.
Повторите чистоговорки о весне.
Ай, ай, ай - наступает месяц май
Уй, уй, уй - ветер ласковый, подуй
Ей, ей, ей - бежит ручей
Ой, ой, ой - как хорошо весной!

Повторение характеристики звука [й]
- Услышал ты звук [й] и каким цветом будем отображать (зеленым), а почему? (потому что он ВСЕГДА МЯГКИЙ).

Выделение звука [й] из состава слова.
Предлагаем детям послушать и объяснить пословицу.
Март с водой,
Апрель с травой,
Май с грозой.
- Почему так говорят? Еще раз послушайте пословицу и назовите слова со звуком [й].
Заучите любую пословицу.

Игра «Будь внимательным».
В иллюстрации «Весна».
Хитро прячутся слова.
Слова со звуком [й] найдите
И четко их произнесите.
- Рассмотрите схемы слов. В схемах обозначено место зву¬ка [й]. Подберите к схемам слова. (Сарай, воробей, муравей, ручей, соловей; лейка, майка, чайник, скамейка, балалайка.)

Формирование грамматического строя речи. Упражнение «Один- много».
- Весной у лесных зверей появляются детеныши - лес¬ные малыши. К осени малыши вырастут, и пополнится лес молодыми жителями. Рассмотрите картинки животных с детьми. Кого видите на картинке? – дети отвечают.
- Про кого из этих животных говорят «колючий»? (Неук¬люжий? Большой? Длинная? Смелый?)

Звуковой анализ.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (Зайка.)
- Составьте схему слова зайка. 

Буква Й

"Возвращение птиц" (5-6 лет)

Задания для выполнения:


Задайте детям вопрос. Почему так говорят о весне?
Весна, весна красная,
Пришла весна ясная.
(Красная - значит красивая, вокруг просыпается природа.
Ясная - значит солнце светит).

Попросите ребёнка ответить на вопросы, используя "слова-неприятели"
Весной стало безобразно? (Нет красиво).
Весной кругом чисто? (Нет грязно)
Солнышко светит тускло? (Нет ярко).
С появлением солнца стало скучно? (Нет весело).
Весной день короче, чем зимой? (Нет длиннее).

Спросите ребёнка:
- Назови пожалуйста каких ты знаешь зимующих птиц.
- Почему они так называются?
(Эти птицы не улетают на зимовку в тёплые края, а остаются у нас).
- Какие птицы улетают на юг?
- Как называются эти птицы?
(Это перелётные птицы).
- Почему они улетают?
(Птицам у нас холодно и голодно. Им мало корма).
(У птиц появляется кормушки, жучки, червячки).
- Как люди готовятся к прилёту птиц? (Люди строят птицам скворечники).
- Для каких птиц мы строим эти домики?
- Правильно, для перелётных птиц, чтобы им было куда вернуться.
- А где живут другие птицы? (Они ремонтируют свои старые гнёзда или строят новые)
- Для чего птицы строят гнезда?
(Для того, чтобы выводить птенцов).
- У каждой птицы гнездо выглядит по своему. Это зависит от размера птицы; от места проживания.
Выполнить штриховку , простым карандашом. По желанию ребенок может раскрасить цветными карандашами.
По возможности распечатайте для ребенка штриховку , чтобы ему выполнить ее. Выполненное задание выкладывайте в комментариях.

Желаем вам успехов и удачи!

Перелетные птицы весной