МБДОУ г. Мурманска №89

г. Мурманск, ул. Александра Невского, 77

Телефон

(8152) 43-60-01, 43-33-18

Эл. почта dou89murmansk@yandex.ru

 

 

 

МБДОУ г. Мурманска № 89

 

 

 

Аппликация с использованием природного материала «Львёночек»

Асланова Юлия Валентиновна,

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 89

Осень – удивительно красочная и щедрая пора! Осенние листья представляют собой богатейший материал для проявления фантазии и совместного творчества с детьми.

Для создания аппликации Вам понадобится: белая бумага, цветная бумага желтого и оранжевого цветов, картон, сухие листья, фломастер черного цвета, простой карандаш, ножницы, клей.

 

Приступаем к изготовлению  поделки.

  1. На бумаге оранжевого цвета рисуем большой круг – заготовку головы будущего львёнка; два маленьких круга – уши и два овала для лап.
  2. На бумаге желтого цвета рисуем небольшой треугольник – нос и два маленьких круга для внутренней части ушей львёнка.
  3. На белой бумаге рисуем большой овал для мордочки львёнка и два маленьких овала для глаз.

  1. Вырезаем изображенные детали.

  1. Наклеиваем получившиеся элементы на большой оранжевый круг.

  1. Чёрным фломастером рисуем нос и усы.

  1. Мордочка львёнка готова.

 

  1. Наклеиваем мордочку львёнка на середину альбомного листа.

  1. С помощью клея ПВА по кругу выкладываем листья – формируем гриву, ниже приклеиваем лапы, чёрным фломастером рисуем когти на лапах.

 

  1.  В завершении работы можно начертить рамку фломастером контрастного цвета.

 

Данное занятие не только развивает мелкую моторику, но также способствует развитию у детей образного мышления и восприятия, учит аккуратности и стремлению к достижению результата. Проводите время с детьми интересно и увлекательно. Желаем Вам новых творческих успехов!

 

«Как подготовить руку ребенка к письму»

Как готовить ребенка к обучению письму?  Этот вопрос начинает волновать родителей задолго до поступления ребенка в школу. Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (рисование, создание поделок, аппликаций, конструирование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, внимание, пространственная ориентация),

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, обведение рисунков по точкам,  раскрашивание, задания с линейками- трафаретами, штриховки и другие виды заданий).

      Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста лучше использовать простой карандаш. Можно использовать в этих упражнениях фломастеры, но они не требуют от ребёнка мышечных усилий для проведения линии. Пусть ребенок не боится ошибиться и испортить рисунок. Ведь он создан для того, чтобы пробовать и учиться. Поддержите малыша в случае неудачи, обязательно похвалите за успехи!

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную механическую работу, вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его. Придумывайте различные истории, смешные задания. Самый короткий путь к учебе - через игру и живой интерес.

 

     Как подготовить руку ребёнка к письму?               

     Можно использовать такие необычные методические приемы:

1. Каплетерапия (нетрадиционная техника рисования капельками) - отличный способ подготовки руки для письма. Каплетерапия - это метод, благодаря которому ребенок сможет не только подготовить руку к письму, но и развивать в себе творческую личность. Каплетерапия - это рисование разноцветными каплями. Для использования данной методики, необходимо подготовить : бумагу, разведённые до жидкого состояния акварельные краски, губки, пипетку, салфетки. В каждом стакане необходимо развести разные цвета. Выбирайте палитру красок как можно разнообразней и ярче. Методика достаточно проста для ребенка. Ему необходимо набрать в пипетку желаемый цвет и с помощью капель изобразить на бумаге рисунок. Работа с разными цветами нравится детям. Благодаря этому занятие получается интересным и ярким. Рисовать необходимо аккуратно, а наносить каплю точно. Занятие является эффективным,поскольку..движения..ребенка..становятся..более скоординированными. Благодаря каплетерапии у детей развивается творческое воображение, мелкая моторика и т.д. И со временем дошкольник сможет..правильно держать письменные принадлежности.

 

 

 

 

 

2. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете" пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 

Рисование пластилином или пластилинография также прекрасно помогает развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

 

3. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё одна важная деталь, нужно на регулярной основе выполнять упражнения для правильного распределения мышечной нагрузки руки .

Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления, показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру .Разнообразьте ваши сюжеты! 

 Успехов вам, уважаемые родители! Надеемся, что эти рекомендации помогут Вам в ответственном деле - подготовке руки к письму.                

9 Мая - День Победы

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам беседу о Великой Отечественной войне.

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно

И ею с тобой мы сильны…

Память

 

 

День Победы… «Это радость со слезами на глазах», -сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

На рассвете 22 июня 1941 года, когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные залпы. Воздух наполнился рокотом танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Немцы пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.

Но они глубоко просчитались. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт (это линия расположения войск), на передовую (первая полоса боев). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули... Не зная отдыха, солдаты рыли окопы (укрытия для стрельбы и защиты от огня), тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну. Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.

Обсудите с детьми, зачем нужно было рыть окопы и траншеи на передовой. Попробуйте представить, каково было целыми днями и ночами сидеть в сыром окопе, периодически поднимаясь в атаку под плотным огнем противника. Расскажите, что единственной защитой от непогоды были шинель и плащ-палатка. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Шинель нередко служила солдатам не только одеждой, но и одеялом и спасала ночью от холода.

Вопросы для закрепления. Когда началась Великая Отечественная война? Кто и зачем напал на нашу Родину? Что означает слово «вероломно»? Что такое передовая?

Солдатская сказка

Также еще предлагаем вам мультфильмы о Великой Отечественной войне

Василек. https://www.youtube.com/watch?v=CoDkuAYlaog

Легенда о старом маяке: https://www.youtube.com/watch?v=HXgdL2o4dqo

Дети и война

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам беседу на тему «ДЕТИ И ВОЙНА»

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем - лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям.

Многие остались сиротами - отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев. Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма.

 Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины.

Предложите детям подумать, что такое «подвиг». Это всегда смелый, отважный поступок. А как называют человека, совершившего подвиг? (Герой.) Почитайте рассказы о подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны. Они взрывали поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами в госпиталях, ходили в разведку наравне со взрослыми. Расскажите хотя бы одну историю на выбор:

 


Приоткройте детям еще одну страницу темы «Дети и война» - сыны полка... Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны. За годы. Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.


Вопросы для закрепления. Кому было особенно тяжело во время войны? Как называют человека, совершившего подвиг? Кого из детей-героев вы знаете? Кто такой сын полка?

Предлагаем посмотреть видео «Дети войны» https://www.youtube.com/watch?v=nGduMfZDD8o

 

Пальчиковая гимнастика для развития речи

Пассивный массаж (массирующие движения выполняются взрослым)
1. Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
2. Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.
Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.
4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.
5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
6. Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.
Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)
7. Звери
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
8. Медведь
Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
9. Огород
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!
10. Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика
11. Мячик
Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
12. Мяч
Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)
13. Ежик
Ежик в руки мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем …
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
14. Еж
Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
15. Шарик
Движения выполняются по тексту:
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
16. Ежик-чудачок
Ежик, ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
(поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
(прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша.
(прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)
Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша
17. Утюжок
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
18. Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
19. Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
20. Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
21. Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
22. Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
23. Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
24. Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
25. Массаж бумагой
"Прятки" - сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги - зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

Дружба начинается с улыбки!

Уважаемые родители!

Предлагаем вам беседу о дружбе и друзьях.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.

 

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

 

- А как ты думаешь, с чего начинается дружба? (с улыбки)

-А ещё с чего начинается дружба? (игры, совместные дела, общение, общие интересы)

«Дружба» - произносишь это слово и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать.

Иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

- Отгадай загадку:

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный …(друг)

-А кто такой друг? Это тот человек, который помогает, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

– Как ты думаешь, дружить можно только с людьми?

(с животными, природой, книгами)

Про дружбу много есть пословиц, давай с ними познакомимся.

 Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

- А что значит – настоящий друг?

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймет твое настроение, переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет помощь.

Человек счастлив по - настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях. И очень важно – уметь сохранить дружбу.

- Послушай стихотворение, и подумай, можно ли этих героев назвать настоящими друзьями? Почему?

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты -
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

Произносишь слово «дружба», и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов.

Игра «Кто с кем дружит?» Я назову одного из героев мультфильма, а ты должен угадать кто его друг.

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

Смешной мишка Винни- пух и … (Пятачок)

Малыш и … (Карлсон)

Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

Добрая Белоснежка и ... (7 гномов)

Забавные бурундуки Чип и …(Дейл)

Чтобы рядом с тобой были настоящие друзья, ты сам должен быть хорошим другом.

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Сейчас ты только учишься дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать правила дружбы.

Существует много правил. Но это – основные. Если ты будешь соблюдать эти правила, будешь радоваться успехам других людей, будешь не стесняться признавать свои ошибки, то ты найдёшь себе настоящего друга. А дружбу с ним сохранишь не только в детском саду и школе, но и перенесёшь во взрослую жизнь.

 Давай с тобой посмотрим мультфильм, который называется «Приключение на плоту» https://www.youtube.com/watch?v=0hEj1fW4tS4

Беседа по содержанию мультфильма:

1.Тебе понравился мультфильм?

2.Скажи, зачем лисята строили плот? (ответы ребенка). Да, правильно, они хотели поделиться урожаем с другими лисятами, потому что друзья всегда делятся друг с другом. Такими и должны быть настоящие друзья.

3.Как ты думаешь, лисята были добрыми или злыми? (добрыми, потому что они хотели поделиться урожаем)

4.А почему лиса и волк хотели им помешать? (ответ ребенка). И правда, они просто не знают, как правильно дружить. А можно же было предложить помочь лисятам, а потом поиграть всем вместе.

5. Лиса и волк были добрыми или злыми? Почему? (злыми, потому что они не хотели ни с кем делиться урожаем, а только отобрать его и навредить другим)

В заключении, можно предложить ребенку нарисовать своего друга под песенки о дружбе и друзьях  https://www.youtube.com/watch?v=m0CXrqOq4sI

https://www.youtube.com/watch?v=5vA7IB4qWmc

 

Учим детей пересказывать

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Эти короткие рассказы помогут легко научить ребенка пересказывать тексты.

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа: Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы. Перед началом пересказа вы составляете план рассказа. Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ

 Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

  1. Ответить на вопросы: Какая была зима?
  2. Что наступает после зимы?
  3. Как греет солнышко весной? Кто прилетел?
  4. Кого увидели дети?
  5. Что они закричали?
  6. Как можно сказать про зиму?
  7. Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
  8. Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое).

ВЕСНА

Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно — зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна. Ответить на вопросы:

1. Что тает весной? Что происходит весной с деревьями? Какая одежда подходит для весны?

2. Объяснить значение словосочетаний: Прозрачный воздух. нежно-зеленый цвет. Звенящий воздух. Природа пробуждается.

3. Подобрать прилагательное: Солнце (какое?) яркое, греющее... Воздух (какой?) чистый, прозрачный... Снег (какой?) грязный, рыхлый...

4. Пересказать рассказ.

КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЕТ

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

 Ответить на вопросы:

1.Какое было время года? Что пускал по воде Саша? Что загудело в воздухе? Что Саша спутал с птицей?

2. Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, теплая); самолет (большой, красивый, серебристый); лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

 3. Объяснить значение сложного слова самолет. Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др. ).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

1. Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.

2. Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

3. Образовать множественное число от следующих существительных:

грач — грачи,

гнездо — гнезда,

 сук — сучья,

корень — корни,

птенец — птенцы,

дерево — деревья,

 ствол — стволы,

пень — пни.

4. Закончить предложения: На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).

На ветке сук, а на ветвях... (сучья).

В гнезде птенец, а в гнездах... (птенцы).

На дворе дерево, а в лесу... (деревья).

МЕДВЕДЬ

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.

2. Составить рассказ-описание медведя.

3. Вспомнить загадки про лесных зверей

ЁЖ

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.

2. Ответить на вопросы:

Кто жил в лесу?

Куда приходил еж ночью?

Что он делал с яблоками?

Куда он относил яблоки?

Что еж заготавливал на зиму?

КРОЛИК

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

Ответить на вопросы:

  1. Какой у Миши кролик?
  2. Какая у кролика шерсть?
  3. Ушки, хвост?
  4. Как он грызет морковку?
  5. Чем его еще кормят?

2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.

3. Образовать сравнительную степень прилагательного: Красивый — красивее, мягкий — мягче, длинный — длиннее, добрый — добрее, сильный — сильнее, толстый — толще, тонкий — тоньше, быстрый — быстрее, злой — злее, высокий — выше, низкий — ниже.

ВЕРБЛЮД

В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.

  1. Ответить на вопросы:
  2. Где живет верблюд?
  3. Почему он может долго быть без еды и питья?
  4. Где мы можем увидеть диких зверей?
  5. А ты был в зоопарке?
  6. Кого ты видел в зоопарке? (Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т. д. )

2. Образовать прилагательные от существительных типа: шкура льва — львиная шкура; шкура верблюда -верблюжья шкура; шкура медведя — медвежья шкура; шкура лисы — лисья шкура и т. д.

ЛЬВЫ

Живут львы парами — лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.

1. Ответить на вопросы:

Где живут львы? Как называются их детеныши? На кого похожи львята?

2. Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем похожи?

3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда). Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т. д.

ДРУЖОК

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

1. Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку.

 2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:

Стадо пас... (пастух). Во дворе залаяла... (собака). Стадо пасли... (пастухи). Во дворе залаяли... (собаки). Утром громко пропел... (петух). Рано утром пропели... (петухи).

 3. Подобрать названия предметов к названиям действия. Дружок погнался (за кем?) — за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т. д.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.

В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл в лес?

Для чего Оля и Лида пошли в лес?

Что услышали девочки в лесу?

Как Оля поступила с мусором? А Лида?

Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?

Чей поступок вам больше нравится? Почему?

2. Пересказать.

ДОБРАЯ УТКА

В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл гулять?

Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?

Что умеет делать утка с утятами?

Чего не умеет делать курица с цыплятами?

Что придумали птицы?

Почему про утку сказали «добрая»?

Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?

2. Пересказать.

Делу время - потехе час!

Если режим самоизоляции не даёт вам играть на улице - поиграйте с вашим ребёнком дома!

Предлагаем вашему вниманию коллекцию разнообразных детских игр, в которые хорошо играть в помещении: дома, в квартире или на даче. Как правило, это игры для одного-двух детей. Обычно они не очень подвижные, зато весёлые, интересные и занимательные.

В наш век электроники, когда сотовый есть практически у каждого, это нехитрое устройство вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Телефон интересен своею простотой в изготовлении и тем, что работает.

Принять участие в изготовлении телефона могут даже самые меленькие. Играть с этим телефоном можно и в доме, но лучше — во дворе, потому что ему нужно довольно большое расстояние.

Телефон из подручных средств для дачи

Для его изготовления нужны:

Два одноразовых стаканчика — бумажных или пластиковых; Можно использовать даже консервные банки, алюминиевые баночки из-под газированых напитков или ящички из спичечных коробков. Однако, лучший результат дают всё-таки стаканчики с их тонким и гибким донышком;

Катушка ниток и иголка;

Спички.

Нитка всегда находится в натянутом состоянии. Вначале берём один стаканчик и снизу пропускаем через середину его дна иголку с ниткой. На конце нитки привязываем спичку (можно чуть укоротить её).

Далее, разматываем нитку на необходимую длину и на другой её конец точно таким же способом прикрепляем второй стаканчик. Длина нитки может составлять 25-40 метров. Чем больше дальность, тем менее отчётливо будет слышно собеседника. Но слишком маленькую дальность делать тоже не стоит, потому что тогда собеседники будут слышать друг друга и без телефона и будет не так интересно. Теперь натягиваем нитку и говорим прямо в стаканчик!

Для того, чтобы телефон хорошо работал,необходимо соблюдать несколько правил:

Говорить и слушать лучше по очереди,используя при этом волшебное слово «ПРИЕМ!».

Нитка при этом не должна задевать какие-либо предметы в комнате. После работы нитку надо намотать на стаканчик.

Игра «Холодно-горячо»

Эта игра, называемая ещё иногда «горячо-холодно», может быть использована для развлечения на детском празднике или для того, чтобы подарить ребёнку подарок или сделать (сладкий) сюрприз. Суть игры в том, что водящий должен найти предмет по подсказкам остальных детей. Для того, чтобы сделать игру более азартной, можно ввести ограничение на время поиска.

Правила игры «Холодно-горячо»

Вначале предмет (или подарок) прячется так, чтобы водящий (именинник) не видел. Если это просто игра, то водящего просят выйти ненадолго из комнаты или отвернуться.

Далее, водящий начинает ходить по комнате, а все остальные игроки дружно подсказывают ему, насколько он приблизился к предмету своих поисков, но делают это не напрямую, а с помощью иносказательных фраз:

Очень холодно! (Совсем замерз! Зима! Мороз-мороз!) — означает, что поиск ведётся не в том направлении и водящий находится очень далеко от предмета;

Холодно — до предмета ещё далеко;

Опять холодно (опять мороз, опять замёрз, снова зима) — водящий, вначале шёл правильно, но опять сбился с пути;

Теплее! — водящий наконец-то повернул в нужную сторону;

Ещё теплее! — направление верное и водящий движется в нужную сторону;

Горячее! — водящий приблизился к предмету;

Жарко! — до предмета совсем близко;

Очень жарко! (Жара! Совсем пожар! Горишь!) — предмет где-то совсем рядом, нужно только протянуть руку.

В эту игру можно играть и без слов, например, когда все дети хлопают в ладоши, и чем ближе к предмету водящий, тем хлопки становятся чаще. Или можно организовать другой, музыкальный, вариант игры с участием взрослого. В этом случае дальность от спрятанного предмета показывается с помощью громкости музыки, которую он регулирует.

Заниматься поиском может не один водящий, а команда, только двигаться они должны вместе, иначе подсказывающие игроки не смогут нормально сигнализировать.

Игра «Диагонали»

Игра отлично подойдет в качестве разминки для ума. Уверены, что взрослым будет играть не менее интересно, чем дошкольникам — попробуйте! Для игры нужен только карандаш и бумага!

Играть можно и одному, и компанией двух-трех человек.

Правила игры «Диагонали»

На листочке в клеточку рисуются несколько квадратов со сторонами 7,6,5,4,3 клеток, получается картинка, похожая на ступеньки (см. рисунок).

 Выбирается одна из букв алфавита, и прописывается во всех квадратах по диагонали.

Далее все просто — задача игроков быстро придумывать слова — существительные в единственном числе и вписывать их в квадраты так, чтобы загаданная буква оказалась на своем месте слова. Слова можно писать в разные строчки, по мере их придумывания, главное — как можно быстрее заполнить все квадраты.

Для игры компанией существует несколько вариантов:

один листок передается от одного к другому, все по очереди заполняют по слову;

игра-эстафета, у каждого свой листок, одна и та же буква, выигравает тот, кто придумал быстрее.

Игра «Дженга»

Эта игра очень проста и вместе с тем может доставить много приятных минут и детям, и их родителям. Количество игроков практически не ограничено: можно тренироваться в одиночку и проводить турниры на 2, 3 и более человек! Для начала надо купить специальный набор из 54 деревянных брусочков.

Правила игры «Дженга»

Вначале из комплекта брусочков на столе или на полу строится башня. Для этого брусочки складываются по три в ряд и образовавшиеся слои укладываются друг на друга один поперёк другого. Получается башня в 18 уровней. Как правило, в комплекте идёт картонная направляющая, которая позволит выровнять башню для её исключительной ровности и вертикальности.

Как только башня построена и определена очерёдность хода игроков — можно приступать!

Каждый игрок в свой ход пытается вытащить любой брусочек, который ему кажется свободным. Делать это надо, используя только одну руку. Нельзя одновременно работать двумя руками, но можно использовать руки по очереди, если так удобно. После того, как брусок вызволен из башни, он укладывается на её верх так, чтобы продолжать строительство по правилам: по 3 бруска в слое, каждый следующий слой поперёк предыдущего. Нельзя брать бруски из незаконченного верхнего слоя и следующего под ним слоя. Как только брусок положен, ход переходит по очереди к следующему игроку и далее по кругу. Тот игрок, на ком башня с грохотом обрушилась, считается проигравшим, и игра начинается с начала. Можно организовать игру «на выбывание». Хитрости: Прежде всего, надо искать свободные бруски. Они могут быть как с краю, и тогда их можно «выковыривать» сбоку, так и в центре, тогда их надо выталкивать пальцем с одной стороны и потом вытягивать с другой; Очень важно обращать внимание на наклон башни: иногда, после того, как на одну сторону башни положен новый брусочек, с другой стороны становится возможным вытащить брусок, который до этого был зажат; Можно подстраивать «ловушки» следующим игрокам: учитывая наклон башни, усугублять его, выкладывая свой брусок на ту же сторону. Но здесь главное — не перестараться! Несмотря на то, что использовать обе руки нельзя, можно использовать несколько пальцев одной руки, например, захватить брусочек большим и указательным, а средним осторожно упираться в башню для того, чтобы она не упала. Ну, и использовать руки по очереди.

Тема: Труд людей весной

Родителям рекомендуется:

         Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;

       вспомнить названия весенних месяцев, приметы весны;

       уточнить, чем занимаются люди весной на полях, в садах и огородах?  Какие инструменты используют для работы в садах и огородах?

       Следите за тем, чтобы ребенок отвечал полным предложением.

Дидактические игры и упражнения

       « И я буду» (договорить предложение до конца по образцу)

Брат копает, и я буду копать.

Папа пилит, и я буду пилить.

Мама поливает, и я ….

Папа убирает, и я…

Папа  рубит, и я…

Бабушка сажает, и я …

Мама сеет, и я …

Мама белит, и я…

Папа обрезает ветки, и я…

       «Продолжи предложение»:

Весной в огородах люди копают, …….

       «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Сад —

Огород –

Грядка –

Парник-

Яблоня –

Клумба –

       Выполнить упражнение с пальчиками  «Грабельки»

Руки, как грабельки     (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка  разведены и полусогнуты, скребут по шершавой поверхности подушечками  пальцев ( на ударные слоги):

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Выучить стихотворение:

Взяли грабли и лопатки — в огород пошли ребятки.

Тут копают, там рыхлят, убирают мусор с гряд.

Репу сеют, лук сажают, а потом все поливают.

 

       Прочитать и обсудить  рассказы

«ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ»

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки,

посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду —

окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы.

Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима — с запасами.

Труд людей весной

В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.

В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.

Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.

На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Труд людей весной

Весной в огороде трудится семья. Мама красит стволы деревьев, чтобы их не повредили насекомые. Папа вскапывает землю, чтобы посадить молодые деревца. Мальчик Миша сажает саженцы. Девочка Маша поливает их, потому что растениям нужна влага. У всей семьи отличное настроение. Все рады весне!

Тема: Перелетные птицы

Вот и наступила середина весны. Весну часто в народе называют «Весна - красна», потому что весной все красивое. Появляются трава и листья на деревьях, начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает.

 Прочитайте детям стихотворение и предложите им повторить все приметы весны о которых говорится в стихотворении:

Весна

Весело аукнула из лесу весна.

Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.

Поскакали зайчики к ней, прилетел к ней грач.

Покатился ежик к ней, как колючий мяч.

Всполошилась белочка, глянув из дупла,

Дождалась пушистая света и тепла!

Гордо приосанился посветлевший бор;

На ветвях коричневых грянул птичий хор.

(Л. Аграчева)

Тает снежок,

ожил лужок,

день прибывает,

когда это бывает? (Весной)

- Сейчас у нас какое время года?

- Как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

 – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

– Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?

 – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.

 - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные)

- Что общее есть у всех птиц? У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яиц.

– Почему этих птиц называют перелётными? (Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются).

– Почему птицы улетают осенью? (Потому что становится холодно и нечем питаться).

 – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод? (Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться).

– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов).

 Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

Игра «Скажи одним словом»                                   

У аиста длинные ноги, он какой?   (длинноногий)

У журавля длинная шея, он какой?

У аиста длинный клюв, он какой?

У ласточки длинный хвост, она какая?

Ласточка любит тепло, она какая?

У соловья звонкий голос, он какой?

Игра: «Закончи предложение»

Соловей маленький, а журавль …(большой)

Аист белый, а грач …(черный)

Сова днем спит, а охотится ...(ночью)

У синицы хвост короткий, а у ласточки…(длинный)

У дятла клюв длинный, а у синички …(короткий)

Утки серые, а лебедь …(белая)

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…(серое)

 

 

– Давай вспомним, как нужно обращаться с птицами и вспомним о том, чего нельзя делать и почему.

- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Загадки о птицах

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (Воробей).

 

Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота.

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

 Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели.

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

 Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

 Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что — пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит... (Сорока).

 В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!» —

И ставит подпись: ... (Дятел).

 И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и... (Совы).

Перелетные птицы. Детям про птиц.

Игра "Четвертый лишний"

Уважаемые родители! Предлагаю игру «Четвертый лишний». Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточек, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

Экспериментируем!

Песок и глина
Опыт № 1. «Песчаный конус».

Цель: Знакомство со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу. Нет.
Вывод: Песок – сыпучий материал.

Опыт 2. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт 3. Проходит ли вода через песок и глину?

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Опыт № 4. Какими бывают камни.
Определите цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт Определение размера.
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт Определение характера поверхности.
Сейчас по очереди потрогайте каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Покажите гладкий камень и самый шершавый.
Возьмите в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни-твёрдые.

Опыт. Рассматривание камней через лупу.
Что интересного вы увидели ? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Опыт. Определение веса.
Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт Определение температуры.
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень.
Возьмите в руки камни покажите теплый, затем холодный камень.
Предлагается согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт 5. Тонут ли камни в воде?
Возьмите банку с водой и осторожно положите один камень в воду. Наблюдение.
Обратите внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт. Возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустите в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Опыт . Налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь налейте воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу.

Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.

Опыт 6. Живые камни
Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Научный опыт “Выращивание сталактитов”

Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.

Опыт 7.Могут ли камни менять цвет?

Один камень положите в воду и обратите внимание на него. Достанем камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт . Погрузите камень в воду и посмотрете, сколько кругов пошло. Потом еще добавите второй, третий, четвертый камень , сколько кругов пошло от каждого камушка. Сравните как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

Вещество. Воздух и его свойства

Опыт №8 «Знакомство со свойствами воздуха»

Воздух-это газ. Посмотрите вокруг. Что вы видите? (игрушки,и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Посмотрите в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Воздух- невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуйте в него Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

ВОДА ТЕЧЕТ ВВЕРХ - физические опыты для детей

ЛАВА ЛАМПА ИЗ СОКА И АСПИРИНА - физические опыты

Тема: "Воздух"

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию беседу (экспериментирование) на тему: «Воздух».

Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения.

Где найти воздух.

Воздух – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где кажется, что его нет. Давай вместе проверим, есть ли вообще воздух. Попробуй несколько секунд не дышать. Чувствуешь, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в легких, а теперь глубоко вдохни, а потом выдохни и попробуй увидеть и понюхать воздух. Что получилось? Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть. Воздух ничем не пахнет и не имеет цвета, он прозрачный, поэтому мы видим друг друга.  

  

Поймать воздух.

 Если воздух невозможно увидеть, попробуем его услышать и поймать. Вспомни, как дует за окном ветер? Это и есть воздух. Найти и поймать воздух можно с помощью шарика. Аккуратно надуй шарик и скажи какой он формы. Потом сожми шарик в руках. На какую фигуру он теперь похож? Мы знаем, что внутри шарика только воздух. Сжимая шарик в руках, можно понять, что воздух не имеет формы, а принимает только форму предмета.

Покажи мне воздух. 

Мы уже знаем, что воздух – это хитрый невидимка, который очень не любит показываться. Чтобы заставить воздух показать себя, нужно звать на помощь другие предметы. Возьми стакан с водой и соломинку, потом опусти соломинку в воду и начинай в нее дуть. Вода забурлила и в ней появились воздушные пузырьки. Это из наших легких выходит воздух. Проверь, какие получатся пузырьки, если дуть сильнее, а потом слабее. 

 

 

Развивающий мультик про воздух расскажет детям о том, что такое воздух и как он необходим людям и животным для жизни. Дети узнают, что горячий воздух легче холодного, поэтому он всегда поднимается вверх, а также, почему птички взъерошивают зимой свои перья и почему чем выше поднимаешься в горы, тем труднее там дышать.

Что такое воздух? Энциклопедия для детей

Познавательный мультик для детей. Знакомство с ветерком

«Нелегкий труд – стихи учить…»

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить.

Представлю вашему вниманию мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают.

Живые мнемотаблицы. "Апрель" С. Маршака. Наше всё!

Весна-красна, ты с чем пришла?!

Дидактические игры на тему: «Весна»

 

1. Игра «Подбери слово»

Цель: подбор существительных к глаголу.

Греет… (солнце)

Тает… (снег)

Журчит… (ручей)

Набухают…(почки)

Капает…(капель)

2. Игра «Подбери как можно больше слов - действий?»

Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.

Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.

Сосульки - …капают, тают, падают, висят.

Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.

Птицы- … прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.

3. Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Солнце (какое?) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.

Почки (какие?) – клейкие, набухшие, ароматные.

Листья (какие?) – зелёные, душистые, молодые.

Ручьи (какие?) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.

4. Игра «Один - много»

Цель: согласование имен числительных и имен существительных.

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)

Ручей - ручьи – ручьев.

Дерево - деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

Гроза – грозы – гроз.  И т. д.

5.Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ручей - (ручеек)

Солнце - (солнышко)

Гнездо - (гнездышко)

Лист – (листик)

 Птица – (птичка)

 Дерево – (деревце) и т. д.

6.Игра «Наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Снег зимой чистый, а весной …

(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …

(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной …

(яркое)

Зимой небо пасмурное, а весной…  (ясное)

7. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания.

Родитель произносит слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.

Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

8. Игра «Скажи правильно»

 Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания.

Распускаются почки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

Песенка о весне

Домашние животные (кошки)

Уважаемые родители!

Нам, взрослым, часто кажется, что загадки для детей — это просто развлечение, однако психологи в один голос говорят, что эти нехитрые умственные упражнения вносят важнейший вклад в развитие ребёнка. Ведь для того чтобы разгадать загадку, мозгу малыша приходится проделать очень трудную и полезную работу.

Получается, что загадка — это настоящий тренажёр для мозга, и если пользоваться им часто, то способности к познанию окружающего мира у ребёнка будут совершенствоваться с каждым днём. А главное, он станет внимательнее наблюдать за всем, что его окружает, подмечать необычное в привычном, интересное в обыкновенном и учиться находить яркие или, наоборот, едва уловимые, но характерные черты в каждом предмете или явлении.

Загадки про животных служат и ещё одной важной цели — они прививают ребёнку любовь к нашим соседям по планете, учат замечать их самобытность, индивидуальность и уважать их. Предлагаем вам подборку, в которой вы найдёте самые красивые и весёлые загадки про кошек для детей, с ответами.

Короткие загадки про кошку для детей дошкольного возраста

В доме на окошке

Сладко дремлет…(Кошка)

«Люблю сметану, а не мёд», —

Нам промурлыкал рыжий… (Кот)

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну конечно, это — … (Кот)

В доме с бабушкой живёт,

Тихо песенки поёт.

Любит рыбку и мышей,

Нянчит деток-малышей.

И мурлычет у окошка

Наша ласковая… (Кошка).

Детские загадки про кошку

Спокойный, важный и усатый,

Похож на тигра, — полосатый.

Он припеваючи живет —

Большой и рыжий Васька — … (Кот)

 

Интересные факты о кошках для детей:

1. У кошки рисунок поверхности носа уникален, как отпечаток пальца у людей.

2. Кошки мяукают только для людей, друг с другом они никогда этого не делают.

3. У кошки на 24 кости больше, чем у человека, всего их скелет состоит из 230 костей.

4. Около 600 млн. домашних кошек обитает на земном шаре.

5. Кошки могут преодолеть очень большое расстояние. Есть известный случай, когда кота забыли взять с собой хозяева при переезде, и он, преодолев около 4 тысячи километров просто зашел в новый дом и свернулся клубком на своем любимом кресле.

6. У кошек на задних лапах по четыре пальца, а на передних — пять.

7. Кошка ничего не видит прям у себя под носом. По этой причине, она не всегда может сразу найти то, что вы ей дали.

8. У кошки слух намного чувствителен, чем у людей или собак 

А теперь давайте мы вместе с детьми поучимся поэтапно нарисовать котенка.

Учимся рисовать животных.

Учимся рисовать животных.

Рисование — любимое дело многих малышей! Некоторые дети могут часами не вставать из-за стола, рисуя свои шедевры. Но очень часто они приходят к нам, родителям, с просьбой нарисовать что-то. Например, кошечку или собаку, или еще хуже — корову, жирафа… И тут мы начинаем включать все свои знания и умения, вспоминать, как нас учили в школе, пыхтим, стараемся и изображаем очередное нечто, немного похожее на животное… А вот понять кто это: кошка, собака или бегемот, почти невозможно…

Мы предлагаем вам не унывать, а воспользоваться подобранными нами схемами, учись рисовать вместе с нами. С этими подробными схемами-уроками вы сможете легко и просто за несколько секунд нарисовать чудесных кошку, кролика, поросенка, котенка, собаку и змею 

Как нарисовать Кошку, Урок рисования для детей от 3 лет

Математические игры для детей

 Игра « Кто внимательный?»

 Цель игры: развивать внимание

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку - вниз. Повернись  направо, повернись налево и т.д.

 Игра « Узнай и назови»

 Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию рисунка  узнавать предмет.

Ребенок или взрослый выходит на середину комнаты, надевает  «Волшебную»  шляпу  и  в  воздухе рисует предмет, а взрослые и дети узнают и называют  предмет.

 Игра  на внимание « Что изменилось?»

  Дети закрывают глаза, в это время меняется расположение игрушек. Дети открывают глаза и отвечают, что изменилось.

 Игра « Четвертый лишний»

 Эта игра на развитие мышления, внимания и на закрепление  обобщающих понятий

Взрослый называет слова, ребенок  (дети) должен (ы) найти лишнее слово и обосновать, почему это слово лишнее.

Понедельник, среда, пятница, осень.

Четверг, зима, весна, лето.

Август, вечер, ночь, утро.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какое время года?

- Какой день недели?

- Какое время суток?

 Игра « Кто, где стоит?»

 Цель игры: ориентировка в пространстве

 Я стою  за перед….. между

 Игра « Волшебный мешочек»  

 Цель игры: развивать у ребенка тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам;                -развивать тактильную чувствительность;  -научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.

Ребенок  или  взрослый по очереди ощупывает предмет в «волшебном» мешочке, называют его и ставят на стол, затем рассказывают,  из какого материала он сделан,  для чего он нужен.

 Игра «Найди меня»

 Цель: Упражнять детей в ориентировке в пространстве, следуя словесной или графической инструкции.

 Поиск, спрятанной игрушки под комментарий: « сделай 4 шага вперёд, повернись направо, сделай з прыжка, сделай 2 наклона,  посмотри под стул и т. д.

 Игра « Чего не стало?»

 Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать  их и запомнить расположение. Затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на поставленные вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше?

- Какие игрушки исчезли?

- За  какими игрушками они стояли?

- Какая игрушка была первой?     и  т. д. ( какая игрушка была четвертой?. второй?, пятой, седьмой? .,,)

Игра « Кто знает, пусть дальше считает» (счёт в пределах 10)

Взрослый называет число, а ребёнок должен назвать последующие числа досчитав до 10.

Другой вариант:  назвать число, например 10, а ребенок называет последующие числа в обратном порядке.

Затем поменяйтесь ролями.

Игра «Сколько воды в губке?»

В игру может играть несколько человек. Для этого понадобятся: кастрюля, губка, чашка, стакан,  стол. Ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок в неё положит губку. Играющие должны сказать, сколько воды впитает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкость для измерения  объемов, и тогда все увидят, кто был ближе всех к истине.

Игра « Найди  Осьминожку»

 В середине платка положите маленький шарик и завяжите его. Получилась «Осьминожка». Ее надо спрятать от ребенка. « Раз, два, три,  ищи!» - говорит взрослый. После этих слов ребенок ищет «осьминожку». Найдя ее, он говорит, где она находилась, используя слова:  на, за, между, в.

Теперь ведущим становится ребенок, и игра продолжается.

22 апреля - День Земли

Уважаемые родители!

22 апреля - День Земли. Предлагаем вашему вниманию материал, который можно использовать при беседе с детьми на данную тему.

Желаем удачи!

Экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля"

"Нам микробы не страшны!"

Уважаемые родители! В такой сложный период детям необходимо как можно чаще напоминать, о том, что руки должны быть чистыми, что нужно делать, чтобы не заболеть, зачем нужно носить маску. Мы предлагаем вам материал, который позволит объяснить эти пракила ребенку на простых и доступных примерах. Желаем удачи!

Беседа с ребенком о микробах

  • Сегодня мы поговорим с тобой о микробах? А кто они такие? Где они живут?
  • Учёные назвали микробом мельчайшие микроорганизмами, за их микроскопическую величину. Это самые маленькие живые существа, настолько маленькие, что на кончике иглы помещается столько микробов, сколько иголок на новогодней ёлке. Видны микробы только под микроскопом.
  • Микробы бывают добрыми и злыми. Изза добрых микробов молоко превращается в кефир или йогурт. Такие бактерии живут в кишечнике и желудке, помогая переваривать пищу.
  • Но злые микробы размножаются очень быстро.

Опыт:

Возьмите небольшое количество пластилина, скатайте его в шарик. Теперь разделите его на 2 маленьких шарика: это уже 2 микроба. Увеличьте их по размеру (микробы покушали и выросли).Опять разделите их пополам: уже получилось 4 микроба и т. д.

  • Микробы съедают почти всё даже краску. И, конечно, злые микробы питаются самим человеком. Если злых микробов в организме мало, то человек может их победить. Если много – начинает болеть.
  • Передвигаются микробы при помощи усиков, которыми цепляются за любой предмет. Больше всего микробов в грязи.

Опыт:

Предложите ребёнку провести опыт с мукой. Испачкайте руки в муке и представьте, что это микробы, которые осели на руках. А теперь дотроньтесь до лица, предметов вокруг. Покажите, что они остались. Опыт с водой покажет, что микробы умеют «убегать», для этого только нужно мыло (капните мыльный раствор в водой).

  • Даже если сначала в организм попало мало микробов, но если человек замёрз ест много сладкого (это самая любимая еда злых микробов, живущие во рту, не пьёт лекарства, не хочет делать укол, то они быстро размножаются, их становится много, тогда человек начинает болеть.
  • Болит тот орган, в котором больше всего микробов.

Опыт:

Подышите с ребёнком на зеркало – оно запотеет.

  • Оказывается, при дыхании выделяются капельки воды. Если человек болеет, то на этих капельках перемещаются микробы, которые могут попасть на руки или в рот другого человека, и он тоже заболеет. Подышите на зеркало через марлевую повязку, зеркало не запотеет. (Теперь пусть малыш сам догадается, почему люди носят марлевые повязки, и зачем нужен карантин).

Дидактическая игра: «Да или Нет».

  • Руки мы моем после прогулки, перед обедом, после туалета. (Да).
  • Есть и пить надо только из чистой посуды (Да).
  • При чихании рот прикрывают рукой. (Нет).
  • При чихании рот прикрывают платком. (Да).
  • Проветривать комнату каждый день (Да).
  • Делать уборку со средством позволяющим уничтожить микробы (Да).
  • Пить воду сырую и не кипячёную (Нет).

Чтение художественной литературы: Петька-микроб — повесть Григория Остера  https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/rasskazy-ostera/petka-mikrob/

Фикси - советы - Осторожно, микробы! - мультфильм детям